Звонки

0:0:00
Расписание звонков

Навигация

Поиск по сайту

Вход

Имя
Пароль
 
Регистрация для учеников

Функциональная грамотность

Автор: Администрация, опубликовано: 20 Февраль 2021, изменено: 18.09.2022

 

Институт развития образования сообщает, что во исполнение распоряжения министерства образования и науки Самарской области от 19.08.2021 № 733-р презентация по активации кодов доступа к платформе «Медиатека», а также видео-инструкция размещены на сайте ИРО в разделе «Функциональная грамотность» https://clck.ru/TvNNm.

 Функциональная грамотность — что это? 

Происходящие в мире глобальные изменения требуют и глобальных компетенций. 

«Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребенку важно обладать:

 •          Готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;

•          Возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи;

•          Способностью строить социальные отношения;

•          Совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию».

 Российский педагог, член-корреспондент РАО Наталья Федоровна Виноградова, издание «Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя» 

«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Алексей Алексеевич Леонтьев, академик РАО, издание «Школа 2100. Педагогика здравого смысла»

 

Функциональная грамотность включает в себя:

  • Математическую грамотность
  • Финансовую грамотность
  • Естественнонаучную  грамотность
  • Читательскую грамотность 
  • Критическое мышление
  • Глобальные компетенции

Математическая грамотность способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину». 

В определении «математической грамотности» основной упор сделан не на овладение предметными умениями, а на функциональную грамотность, позволяющую свободно использовать математические знания для решения  различных задач – как личных, так и общественных.

PISA: математическая грамотность. – Минск: РИКЗ, 2020

Институт стратегии развития образования. Банк заданий. Естественнонаучная грамотность

Банк заданий PISA (математическая грамотность)

Сборник тестов по математической грамотности для учащихся 5-11 классов

Математическая грамотность Сборник тестовых заданий по математике (6-7 классы)

Математическая грамотность. Банк заданий

Электронный банк заданий функциональной грамотности

Банк заданий по функциональной грамотности

Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач

Математическая грамотность

Тесты по математике для подготовке к PISA 

Финансовая грамотность -  способность личности принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности.

Принятие разумных финансовых решений, среди которых значительное множество связано с выбором варианта поведения при решении типичных проблем в повседневных жизненных ситуациях, - именно это составляет суть финансовой грамотности как личностного навыка человека, проявления его функциональной грамотности.

Финансовая грамотность рассматривается как постоянное расширение набора знаний, навыков и стратегий действия, которые люди строят на протяжении своей жизни в соответствии с изменяющимися финансовыми требованиями общества и постоянно обновляющимися финансовыми продуктами.

Институт стратегии развития образования. Банк заданий. Финансовая грамотность

Российская электронная школа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБНУ «ИНСТИТУТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ» БАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Электронный банк заданий по формированию функциональной грамотности

PISA Финансовая грамотность (спецификация и образцы заданий)

Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 1 – 11 классов

Темы онлайн-уроков по финансовой грамотности

Естесвеннонаучная грамотность отражает способность человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, в том числе в случаях обсуждения общественно значимых вопросов, связанных с практическими применениями достижений естественных наук.

Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:

>          научно объяснять явления;

>          понимать основные особенности естественнонаучного исследования;

>          интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Институт стратегии развития образования. Банк заданий. Естественнонаучная грамотность

Российская электронная школа

Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII – X классы)

Федеральный институт педагогических измерений. Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы)

Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач

ПРИМЕРЫ ОТКРЫТЫХ ЗАДАНИЙ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

Электронный банк заданий по формированию функциональной грамотности

Читательская грамотность (функциональное чтение)

Чтение, целью которого является нахождение информации для решения конкретной задачи. Читательская грамотность предполагает владение следующими навыками:

  • Поиск информации
  • Понимание прочитанного — здесь мы говорим о смысловом чтении
  • Работа с полученной информацией (оценка, интерпретация) — здесь мы говорим о критическом мышлении.
  • Применение информации для решения своих задач.

Все эти умения формируются с раннего детства, их уровень зависит от дошкольного развития, влияния родителей и учителей, школьной программы и самого человека.

Институт стратегии развития образования. Банк заданий. Читательская грамотность

Электронный банк заданий по формированию функциональной грамотности

 

Глобальные компетенции (ссылка)

Для того чтобы уметь формировать глобальные компетенции в школе, необходимо ответить на вопросы:

  1. Насколько выпускники школы готовы жить и работать в обществе, в котором проявляется межкультурное и иные (социальное, гендерное) разнообразие в условиях глобализации?
  2. Как ученики воспринимают новости глобального характера, понимают и критически анализируют глобальные проблемы и проблемы взаимодействия культур?
  3. Какие подходы к обучению в области разнообразия и взаимодействия культуры и глобализации уже используются в школе? Какие могут быть использованы?
  4. Какие подходы используются для организации совместной работы школьников – представителей разных культур?

Основные ценности подобной глобализации — человеческое достоинство и культурное разнообразие. Стоит отметить, что все перечисленные вопросы, ценности, а также сами навыки, получили отражение в Федеральных стандартах.

Креативное мышление (ссылка)

Креативное и инновационное мышление — это вид мышления, которое ведет к инсайтам, новым подходам, свежим взглядам, это новый путь понимания и видения вещей. Продукты креативного мышления включают наблюдаемые вещи, такие как музыка, поэзия, танец, драматическая литература и технические инновации.

Ресурсы, рекомендуемые для подготовки к участию в общероссийском мониторинге функциональной грамотности по модели PISA

1.     Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на платформе «Российская электронная школа». Задания выполняются онлайн.

2.     Цифровой сервис для формирования и развития функциональной грамотности учеников 3-9 классов на сайте издательства «Просвещение». Бесплатный доступ будет открыт к началу учебного года. Задания выполняются онлайн.

3.     Сервис «Мои достижения» Московского центра качества образования: обширный банк диагностических работ с 1 по 11 класс по всем предметам, а также по развитию функциональной грамотности. Сервис бесплатный, задания выполняются онлайн.

4.     Демонстрационные материалы и банк заданий по различным видам функциональной грамотности на сайте ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования».

5.     Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы) на сайте ФГБНУ ФИПИ.

6.     Открытые задания PISA на сайте ФИОКО.

7.     Сборники эталонных заданий серии «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» издательства «Просвещение».

Все задания носят комплексный характер. Уровень развития функциональной грамотности обучающихся (1 – 6 уровни) следует определять на основании степени выполнения каждого задания:

Уровень формирования ФГ

Степень выполнения задания

1-2 уровень

0 - 20%

3 уровень

20 - 40%

4 уровень

40 - 60%

5 - 6 уровень

60 - 100%

 

 

 Рекомендуемые электронные ресурсы

https://fg.resh.edu.ru/

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук

СИПКРО

Издательство «Просвещение»

Банк тестов

Московский центр качества образования

Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник

Общие подходы к формированию функциональной грамотности. Виды функциональной грамотности. Банк заданий. Полезные ресурсы

Материалы по подготовке школьников к участию в международных исследованиях

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности

Глобальные компетенции

Креативное мышление

Региональный мониторинг степени сформированности функциональной грамотности

Марафон функциональной грамотности. Разбор заданий. (23.09.2021 Академия Минпросвещения России)

* на сайте ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО».  Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов;

* на сайте СИПКРО в разделе «Функциональная грамотность обучающихся» в открытом доступе размещены материалы, разработанные для проведения региональных мониторингов степени сформированности функциональной грамотности;

* на муниципальном портале ТолВики сотрудниками МАОУ ДПО ЦИТ создан раздел «Функциональная грамотность школьников» с исчерпывающей информацией по данному вопросу.

Методические рекомендации

Формирование функциональной грамотности

Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы

Что значит «быть грамотным»

PISA читательская грамотность(спецификация и образцы заданий)

Сборник информационных и методических материалов для педагогов

Современные приемы и методы формирования функциональной грамотности в начальной школе

 Функциональная грамотность

 

Литература для педагогов по формированию функциональной грамотности

 

Методические материалы по формированиюфункциональной грамртности для педагогов

БАНК ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ: 

Математическая грамотность

Естесвеннонаучная грамотность

Финансовая грамотность 

Читательская грамотность (функциональное чтение)

 

 

 

Яндекс.Метрика